Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Воткинск, ул. Ленина, 7
тел.: +7 (34145) 5-21-15, 4-83-40 факс: +7 (34145) 5-17-11

Документы Воткинской городской Думы

Решение №405-РП «По вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум»

Решение Воткинской городской Думы №405-РП «По вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум» от 17 мая 2019 года


Рассмотрев поступившие в Воткинскую городскую Думу из Территориальной избирательной комиссии города Воткинска документы и материалы, в том числе, Постановление Территориальной избирательной комиссии города Воткинска от 29 апреля 2019 года № 97.1, ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума от 15 апреля 2019 года, протокол № 1 собрания инициативной группы из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории города Воткинска Удмуртской Республики от 14 апреля 2019 года, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Удмуртской Республики от 28 апреля 2007 года № 19-РЗ «О местном референдуме в Удмуртской Республике», Уставом муниципального образования «Город Воткинск», Дума решает:

1. Утвердить Заключение по вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого инициативной группой, для вынесения на местный референдум – «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН 18280000259)» (прилагается).

2. Направить настоящее Решение в Территориальную избирательную комиссию города Воткинска в срок не позднее 17 мая 2019 года.

3. Опубликовать настоящее Решение в сетевом издании «Официальные документы муниципального образования «Город Воткинск».

Председатель городской Думы С.Р. Омельянович




УТВЕРЖДЕНО
Решением Воткинской
городской Думы
от 17 мая 2019 года № 405-РП


Заключение
по вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого инициативной группой, для вынесения на местный референдум - «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН 18280000259)»

Ограничения по вопросам, выносимым на местный референдум, установлены пунктами 3, 5, 6, 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе:

3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

6. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

В части соответствия вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, вопросам местного значения.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 23 ноября 2004 года № 68-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики» муниципальное образование «Город Воткинск» наделено статусом городского округа.

Перечень вопросов местного значения городского округа определен статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 3 части 1 данной статьи к вопросам местного значения отнесен вопрос - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Имущество муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения и находится в муниципальной собственности городского округа «Город Воткинск».

Продажа (отчуждение) имущества является одним из способов распоряжения муниципальным имуществом.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не противоречит требованиям, установленным пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В части того, что вопрос референдума не должен ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

В основе данного положения лежит норма части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Учитывая закрепленные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не ограничивает, не отменяет и не умаляет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии реализации таких прав и свобод и, соответственно, не противоречит требованиям, установленным пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В части того, что вопрос местного референдума не должен противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом пунктом 5 части 10 статьи 35 данного Федерального закона определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В соответствии со статьёй 24 Устава муниципального образования «Город Воткинск» от имени муниципального образования «Город Воткинск» самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (осуществляют права собственника муниципального имущества) Воткинская городская Дума и Администрация города Воткинска в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указанным Уставом и Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Воткинска, утверждаемым Воткинской городской Думой.

Таким образом, вопрос, который предлагается вынести на местный референдум, находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации самостоятельность населения в осуществлении местного самоуправления допускается в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и законами. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 9 декабря 2014 года № 2744-О - нормативное содержание положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, не предполагает, что на местный референдум могут быть вынесены любые вопросы местного значения, поскольку в силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы местного референдума, во всяком случае, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

В пункте 3.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2744-О также отмечено, что отнесение Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов, указанных в части 10 статьи 35 данного Федерального закона к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования означает, что эти вопросы местного значения не могут быть предметом местного референдума, за исключением случаев, связанных с созданием вновь образованных муниципальных образований.

Данная позиция ещё раз подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года № 405-О, в соответствии с которым утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (часть 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), и, соответственно, не могут быть решены непосредственно населением муниципального образования.

Таким образом, вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В части того, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ.

Вопросом, предлагаемым инициативной группой для вынесения на местный референдум, спрашивается согласие участника референдума на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН 18280000259). При этом определение объекта продажи (отчуждения) осуществляется следующим образом: «части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач)». Из этого следует, что спрашивается согласие на продажу только «части имущества – основных производственных фондов» и уточняется состав этой части «(трансформаторных подстанций, линий электропередач)». Следовательно, часть имущества – основных производственных фондов состоит из двух видов объектов:

1) трансформаторные подстанции;

2) линии электропередач.

При ответе участником референдума на поставленный вопрос возможны следующие варианты:

1) согласен с продажей (отчуждением) трансформаторных подстанций и линий электропередач;

2) не согласен с продажей (отчуждением) трансформаторных подстанций и линий электропередач;

3) согласен с продажей (отчуждением) трансформаторных подстанций, но не согласен с продажей (отчуждением) линий электропередач;

4) согласен с продажей (отчуждением) линий электропередач, но не согласен с продажей (отчуждением) трансформаторных подстанций.

Права участников референдума, выбравших для себя третий или четвертый вариант ответа, не могут быть реализованы в рамках действующего законодательства, так как вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, что не позволяет сделать представленная формулировка вопроса.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует требованиям, установленным пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как он не исключает возможность его множественного толкования, то есть не позволяет дать на него только однозначный ответ.

В части того, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, участник референдума может ответить как «Да» так и «Нет», следовательно, по результатам референдума может быть принято решение по одному из двух вариантов:

1) согласны с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети»;

2) не согласны с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети».

В случае принятия на местном референдуме решения «О несогласии с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» это решение по смыслу должно установить определенные ограничения (запреты) для органов местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» (Воткинская городская Дума и Администрация города Воткинска) на принятие ими соответствующих решений по продаже (отчуждении) данного имущества при реализации любого из предусмотренных действующим законодательством вариантов продажи (отчуждения) имущества.

В случае принятия на местном референдуме решения «О согласии с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» это решение как решение высшей юридической силы должно быть реализовано. Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» должны обеспечить реализацию решения, принятого на местном референдуме. При этом принятое решение никак не определяет последующие действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации данного решения. Возникает неопределенность правовых последствий принятого решения, поскольку:

1) решение «О согласии с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» - это принципиальное согласие на продажу (отчуждение) части имущества, которое не требует его срочной реализации, а будет исполнено в случае, если когда-нибудь (длительность периода времени не лимитирована) будет осуществляться продажа этого имущества;

2) решение «О согласии с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» - это согласие на продажу (отчуждение) части имущества, которое не требует его срочной реализации, а будет исполнено в случае, если в течение определенного периода времени будет осуществляться продажа этого имущества;

3) решение «О согласии с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» - это указание (поручение) органам местного самоуправления на продажу (отчуждение) части имущества, которое должно быть реализовано в какие-то сроки;

4) решение «О согласии с продажей (отчуждением) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» - это решение, которое требует от органов местного самоуправления запустить процедуру продажи (отчуждения) этого имущества и осуществить ее в установленные действующим законодательством сроки.

Кроме этого, в случае проведения местного референдума по вопросу, предлагаемому инициативной группой, принятое на нем решение не будет являться основанием для обязательного изменения, предусмотренного законодательством и муниципальными правовыми актами, порядка распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Воткинск». Вопрос о распоряжении имуществом муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» должен быть рассмотрен органом местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» в соответствии с установленной компетенцией, который при принятии решения по данному вопросу не ограничен принятым на местном референдуме решением и вправе принять по данному вопросу иное решение, отличное от решения, принятого на местном референдуме, что также означает возможность возникновения неопределенности правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

Неопределенность правовых последствий решения, принятого на местном референдуме, делает невозможной реализацию данного решения органами местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует требованиям, установленным пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как он не исключает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

В части того, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы, перечисленные в пункте 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 25 февраля 2016 года № 405-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Агафонова Андрея Георгиевича, Агафоновой Натальи Игоревны и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связал вопрос о распоряжении муниципальной собственностью с вопросами о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования. В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования.

Таким образом, позиция Конституционного Суда Российской Федерации заключается в том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о распоряжении муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В случае продажи муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием «Воткинские городские электрические сети» на праве хозяйственного ведения, часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежит перечислению в Бюджет муниципального образования «Город Воткинск».

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует требованиям, установленным пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, вопрос, выносимый на местный референдум – «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН 18280000259)»:

1) не противоречит требованиям, установленным пунктами 3 и 5 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

2) не соответствует требованиям, установленным пунктами 6, 7 (по двум основаниям) и 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что вопрос, выносимый на местный референдум – «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН 18280000259)» не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».