В целях реализации муниципальным образованием «Город Воткинск» полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, в соответствии с пунктом 3 статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», руководствуясь Уставом муниципального образования «Город Воткинск» Администрация города Воткинска, п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Ведомственный стандарт «Требования к анализу рисков в рамках осуществления внутреннего муниципального финансового контроля».
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования «Город Воткинск» в сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава муниципального образования А.В. Заметаев
Приложение
к постановлению Администрации
города Воткинска
от 12.12.2023 года № 1536
Ведомственный стандарт
«Требования к анализу рисков в рамках осуществления внутреннего муниципального финансового контроля»
1. Общие положения
1. Ведомственный стандарт «Требования к анализу рисков в рамках осуществления внутреннего муниципального финансового контроля» (далее – Стандарт) устанавливает требования к анализу рисков при составлении проекта Плана контрольных мероприятий Администрации города Воткинск по исполнению полномочий внутреннего муниципального финансового контроля на соответствующий год (далее – План контрольных мероприятий).
2. Стандарт разработан с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020г. № 208 (далее – Федеральный стандарт).
3. Стандарт определяет перечни иной информации для определения значения критерия «вероятность допущения нарушения» (далее – критерий «вероятность») и значение критерия «существенность последствий нарушения» (далее – критерий «существенность»), предусмотренный подпунктом «ж» пункта 9, подпунктом «д» пункта 10 Федерального стандарта соответственно.
4. Объектами контроля, в отношении которых осуществляется идентификация принадлежности к категориям рисков, предусмотренных пунктом 11 Федерального стандарта, являются объекты, определенные статьей 266.1 БК РФ.
5. Анализ рисков проводится в целях установления категорий рисков, а также определения предельных значений шкалы оценок в целях присвоения категорий рисков. Анализ рисков осуществляется согласно приложению № 1 к Стандарту.
2. Перечни информации, используемой для оценки значений критериев «существенность» и «вероятность»
6. При оценке значений критерия «вероятность» помимо информации, указанной в подпунктах «а» - «е» пункта 9 Федерального стандарта, используется в том числе следующая информация:
- длительность периода, прошедшего с даты завершения контрольного мероприятия в отношении объекта контроля;
- иная информация, свидетельствующая о возможности совершения объектом контроля нарушений, содержащаяся в информационных системах и документах, составляемых в ходе осуществления контрольных мероприятий.
7. При оценке значений критерия «существенность» помимо информации, указанной в подпунктах «а» - «г» пункта 10 Федерального стандарта, используется в том числе следующая информация:
- информация о рисках при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, поступившая в орган контроля от правоохранительных органов, государственных органов Удмуртской Республики и содержащая сведения о совершении объектом контроля нарушений, выявление которых относится к компетенции органа контроля;
- информация о рисках при заключении контракта в рамках Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ);
- совокупный годовой объем закупок;
- средняя цена закупки, без учета закупок по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
- иная информация, свидетельствующая о признаках существенных нарушений, содержащаяся в информационных системах.
8. В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта на основании анализа рисков – сочетания критерия «вероятность» и критерия «существенность» и определения их значений по шкале оценок каждому объекту контроля присваивается одна из следующих категорий риска:
Категории риска |
Критерий «вероятность» |
Критерий «существенность» | |
1 категория |
Чрезвычайно высокий риск |
высокая |
высокая |
2 категория |
Высокий риск |
средняя |
высокая |
3 категория |
Значительный риск |
низкая |
высокая |
высокая |
средняя | ||
4 категория |
Средний риск |
средняя |
средняя |
высокая |
низкая | ||
5 категория |
Умеренный риск |
низкая |
средняя |
средняя |
низкая | ||
6 категория |
Низкий риск |
низкая |
низкая |
9. Определение предельного количества контрольных мероприятий в проекте Плана контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с пунктом 15 Федерального стандарта и включает следующие этапы:
1 этап: в проект Плана контрольных мероприятий включаются объекты контроля (главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, органы местного самоуправления) с присвоенной 1 категорий риска.
2 этап: в случае, если по результатам анализа рисков в отношении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств устанавливается приоритет включения его в проект Плана контрольных мероприятий (1 категория риска), анализу рисков также подлежат подведомственные учреждения.
При определении количества подведомственных учреждений, включаемых в проект Плана контрольных мероприятий, учитывается необходимость первоочередного включения в проект Плана контрольных мероприятий подведомственных учреждений с большим объемом финансового обеспечения деятельности за счет средств бюджета (средств, полученных из бюджета), а также с большей длительностью периода, прошедшего с момента проведения органом контроля и иными уполномоченными органами контрольного мероприятия.
3 этап: в проект Плана контрольных мероприятий включаются объекты контроля, включенные в План контрольных мероприятий, в отношении которых контрольные мероприятия в текущем году не могут быть осуществлены по причине недостатка временных и трудовых ресурсов и (или) по иным причинам.
4 этап: исходя из резерва временных и трудовых ресурсов в проект Плана контрольных мероприятий могут быть включены объекты контроля с присвоенной 2, 3, 4 категорий риска. При этом, приоритетным к включению а проект Плана контрольных мероприятий является объект контроля:
- в отношении которого было проведено идентичное контрольное мероприятие с большей длительностью периода между проведением такого контрольного мероприятия и составлением проекта Плана контрольных мероприятий;
- с большим объемом финансового обеспечения деятельности объекта контроля или выполнения мероприятий (мер государственной (муниципальной) поддержки) за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета.
10. К типовым темам плановых контрольных мероприятий относятся:
А) проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения (органа местного самоуправления) и (или) их отражения в бюджетном учете и отчетности (при планировании оцениваются показатели из таблицы «Анализ рисков» (Приложение № 1 к Стандарту) (далее – показатели): 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7);
Б) проверка осуществления расходов бюджета муниципального образования «Город Воткинск» на реализацию муниципальной программы (подпрограммы, целевой программы), национального, федерального, регионального проектов (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7);
В) проверка предоставления и (или) использования субсидий, представленных из бюджета муниципального образования «Город Воткинск» бюджетным (автономным) учреждениям, и (или) их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (при планировании оцениваются показатели: 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7);
Г) проверка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, хозяйственным товариществам и обществам с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческим организациям с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.7);
Д) проверка осуществления бюджетных инвестиций (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.7);
Е) проверка исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов (при планировании оцениваются показатели: 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.7);
Ж) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд муниципального образования «Город Воткинск» (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7);
З) проверка достоверности отчета о реализации муниципальной программы, отчета об исполнении муниципального задания или отчета о достижении показателей результативности (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7);
И) проверка исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов или источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Город Воткинск» (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.7);
К) проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля (при планировании оцениваются показатели: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7);
Л) проверка соблюдения условий договоров (соглашений) с кредитными организациями, осуществляющими отдельные операции с бюджетными средствами (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.7);
М) проверка использования средств кредита (займа), обеспеченного муниципальной гарантией (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.7);
Н) проверка соблюдения порядка формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) бюджета муниципального образования «Город Воткинск» (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.7);
О) проверка соблюдения порядка определения объема финансового обеспечения оказания государственной услуги в социальной сфере, условий соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, и (или) полноты отчетности об исполнении соглашений, исполнения муниципального заказа (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.7);
П) проверка целевого использования бюджетных ассигнований резервного фонда муниципального образования «Город Воткинск» (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.7);
Р) обследование соблюдения условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства или средства, предоставленные из бюджета Удмуртской Республики (при планировании оцениваются показатели: 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.7).
Приложение № 1 к
ведомственному стандарту
«Требования к анализу рисков
в рамках осуществления
внутреннего муниципального
финансового контроля»
АНАЛИЗ РИСКОВ
Наименование показателя |
Расчет показателя |
Единица измерения |
Вес показателя |
Оценка, баллы | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Критерий «вероятность допущения нарушений» | |||||
1.1. Значения показателей качества финансового менеджмента объекта контроля, определяемые с учетом результатов проведения мониторинга качества финансового менеджмента в порядке, принятом в целях реализации положений статьи 160.2-1 БК РФ |
Значения итоговой оценки качества финансового менеджмента по каждому главному администратору средств бюджета |
% |
0,2 |
Е(Р)=0, если значение оценки качества финансового менеджмента от 85% до 100% Е(Р)=0,5, если значение оценки качества финансового менеджмента от 80% до 84% Е(Р)=1, если значение оценки качества финансового менеджмента менее 80% | |
1.2. Наличие (отсутствие) в проверяемом периоде значительных изменений в деятельности объекта контроля, в том числе в его организационной структуре (изменение типа учреждения, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, изменение состава видов деятельности (полномочий), в том числе закрепление новых видов оказываемых услуг и выполняемых работ) |
Наличие изменений в течение 3 лет, предшествующих году проведения проверки |
Да/нет |
0,1 |
Е(Р)=0, если отсутствовали значительные изменения в деятельности объекта контроля Е(Р)=1, если присутствовали значительные изменения в деятельности объекта контроля | |
1.3. Наличие (отсутствие) нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных органом контроля и иными уполномоченными органами контрольных мероприятий в отношении объекта контроля |
Наличие нарушений в течение 2 лет, предшествующих году проведения проверки |
Да/нет |
0,2 |
Е(Р)=0, если нарушения отсутствуют Е(Р)=1, если нарушения выявлены | |
1.4. Полнота исполнения объектом контроля представлений, предписаний об устранении объектом контроля нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий |
Исполнение |
Да/нет |
0,2 |
Е(Р)=0, если представления, предписания исполнены (либо не выдавались) Е(Р)=1, если представления, предписания не исполнены (исполнены частично) | |
1.5. Наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, юридических лиц, поступивших в МО «Город Воткинск» |
Наличие в течение 2 лет, предшествующих году проведения проверки, обоснованных обращений (жалоб) |
Да/нет |
0,2 |
Е(Р)=если обращения (жалобы) отсутствуют Е(Р)=1, если обращения (жалобы) поступали | |
1.6. Длительность периода, прошедшего с даты завершения контрольного мероприятия в отношении объекта контроля |
Срок, прошедший с даты завершения контрольного мероприятия в отношения объекта контроля |
Количество лет |
0,5 |
Е(Р)=0, если проверка проводилась (планируется проведение) в текущем году Е(Р)=0,5, если проверка проводилась 1-2 года назад Е(Р)=1, если проверка проводилась 3 и более лет назад | |
1.7. Иная информация, свидетельствующая о возможности совершения объектом контроля нарушений, содержащаяся в информационных системах и документах, составляемых в ходе осуществления контрольных мероприятий |
Наличие в проверяемом периоде |
Да/нет |
0,2 |
Е(Р)=0, если информация отсутствует Е(Р)=1, если информация имеется | |
Итоговая оценка критерия «вероятность допущения нарушений» |
Квероятность=∑SjE(Pj), где Sj- вес j-го показателя критерия «вероятность допущения нарушений»; E(Pj)- оценка j-го показателя критерия «вероятность допущения нарушений»; При значении Квероятность=от 0 до 0,2 – «низкая оценка», Квероятность=от 0,3 до 0,5 – «средняя оценка», Квероятность более 0,5 – «высокая оценка». | ||||
2. Критерий «существенность последствий нарушений» | |||||
2.1. Объемы финансового обеспечения деятельности объекта контроля или выполнения мероприятий (мер государственной поддержки) за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета УР, в проверяемые отчетные периоды (в целом и (или) дифференцированно) по видам расходов, источников финансирования дефицита бюджета |
Общая сумма утвержденных ассигнований за год, предшествующий году, в котором осуществляется планирование |
Млрд.руб. |
ГРБС 0,2 |
ГРБС Е(Р)=0, если сумма утвержденных ассигнований меньше 2 млн.руб. Е(Р)=0,5, если сумма утвержденных ассигнований от 2 до 10 млн.руб. Е(Р)=1, если сумма утвержденных ассигнований более 10 млн.руб. для ГРБС | |
МО 0,6 |
МО Е(Р)=0, если сумма утвержденных ассигнований меньше 2 млн.руб. Е(Р)=0,5, если сумма утвержденных ассигнований от 2 до 10 млн.руб. Е(Р)=1, если сумма утвержденных ассигнований более 10 млн.руб. для МО | ||||
2.2. Значимость мероприятий (мер государственной поддержки), в отношении которых возможно проведение контрольного мероприятия |
Наличие значимых мероприятий, национальных проектов и прочих программ |
Да/нет |
ГРБС 0,1 |
Е(Р)=0, если нацпроектов, программ нет Е(Р)=0,5, если нацпроекты, программы есть | |
МО 0,2 | |||||
2.3. Величина объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля |
Общая сумма принятых бюджетных обязательств за год, предшествующий году, в котором осуществляется планирование |
Млрд.руб. |
ГРБС 0,1 |
ГРБС Е(Р)=0, если сумма утвержденных ассигнований меньше 2 млн.руб. Е(Р)=0,5, если сумма утвержденных ассигнований от 2 до 10 млн.руб. Е(Р)=1, если сумма утвержденных ассигнований более 10 млн.руб. для ГРБС | |
2.4. Осуществление объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, соответствующих следующим параметрам: А) осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд у единственного поставщика по причине несостоявшейся конкурентной процедуры или на основании пунктов 2 и 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Б) наличие условий об исполнении контракта по этапам; В) наличие условий о выплате аванса; Г) заключение контракта по результатам повторной закупки при условии расторжения первоначального контракта по соглашению сторон; Д) иная информация, свидетельствующая о признаках существенных нарушений, содержащаяся в информационных системах |
Наличие закупок по параметрам |
Количество параметров, по которым осуществлены закупки |
0,3 |
Е(Р)=1, если количество параметров 0-1 Е(Р)=2, если количество 2 Е(Р)=3, если количество параметров 3 и более | |
2.5. Совокупный годовой объем закупок |
Объем закупок за год, предшествующий году, в котором осуществляется планирование |
Млн.руб. |
0,2 |
Е(Р)=0, если совокупный годовой объем закупок меньше 2 млн.руб. Е(Р)=0,5, если совокупный годовой объем закупок от 2 до 10 млн.руб. Е(Р)=1, если совокупный годовой объем закупок более 10 млн.руб. | |
2.6. Средняя цена закупки, без учета закупок по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ |
Средняя цена закупки за год, предшествующий году, в котором осуществляется планирование |
Млн.руб. |
0,2 |
Е(Р)=0, если средняя цена закупки меньше 100 тыся.руб. Е(Р)=0,5, если средняя цена закупки от 100 до 500 тыс.руб. Е(Р)=1, если средняя цена закупки более 500 млн.руб. | |
2.7. Информация о рисках при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, поступившая в МО «Город Воткинск» от правоохранительных органов, государственных органов Удмуртской Республики и содержащая сведения о совершении объектом контроля нарушений, выявление которых относится к компетенции органа контроля |
Наличие информации в проверяемом периоде |
Да/нет |
0,2 |
Е(Р)=0, если информация отсутствует Е(Р)=1, если информация поступала | |
Итоговая оценка критерия «существенность последствий нарушений» |
Ксущественность=∑SjE(Pj), где Sj- вес j-го показателя критерия «существенность последствий нарушений»; E(Pj)- оценка j-го показателя критерия «существенность последствий нарушений»; При значении Ксущественность=от 0 до 0,2 – «низкая оценка», Ксущественность=от 0,3 до 0,5 – «средняя оценка», Ксущественность более 0,5 – «высокая оценка». |