В соответствии с Положением «О Бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Воткинск», утвержденным Решением Воткинской городской Думы от 26.11.2008 №403, постановлением Администрации города Воткинска от 23.08.2018 № 1326 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Воткинск" на долгосрочный период», руководствуясь Уставом муниципального образования «Город Воткинск», Администрация города п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Бюджетный прогноз муниципального образования "Город Воткинск" на долгосрочный период до 2031 года (прилагается).
2. Настоящее постановление разместить в сетевом издании «Официальные документы муниципального образования «Город Воткинск»».
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации по экономике, финансам и инвестициям.
Приложение
к постановлению Администрации
города Воткинска
от 12.11.2021 № 1588
Бюджетный прогноз муниципального образования «Город Воткинск»
на долгосрочный период до 2031 года
Введение
Бюджетный прогноз муниципального образования «Город Воткинск» на долгосрочный период до 2031 года (далее – Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), постановлением Администрации города Воткинска от 23.08.2018 № 1326 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования «Город Воткинск» на долгосрочный период».
Бюджетный прогноз разработан с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск».
Долгосрочное бюджетное планирование является необходимым условием для проведения ответственной бюджетной, налоговой и долговой политики, межбюджетного регулирования, повышения эффективности управления муниципальными финансами в условиях программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета.
Наличие долгосрочных (то есть, на срок не менее 6 лет) прогнозов и оценок ключевых показателей бюджета создает условия для принятия обоснованных решений при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год (и на плановый период), позволяет учитывать их последствия с точки зрения влияния на сбалансированность бюджета будущих периодов, заблаговременно оценивать и предотвращать бюджетные риски.
Эффективность использования долгосрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании «Город Воткинск» во многом определяется качеством применяемого в этих целях нормативно-правового регулирования, содержанием долгосрочных бюджетных прогнозов, их обоснованностью, полнотой оценки бюджетных рисков и угроз устойчивости бюджета, наличием предсказуемых, формализованных и прозрачных механизмов корректировки налогово-бюджетной и долговой политики в случае изменения социально-экономической и финансовой ситуации в городе.
Базовой целью долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение предсказуемости развития бюджета в муниципальном образовании «Город Воткинск», позволяющее оценивать долгосрочные тенденции изменений объема и структуры доходов и расходов бюджета, структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований, перспектив межбюджетного регулирования, а также на их основе выработать соответствующие меры, направленные на повышение эффективности функционирования бюджетной системы, ее роли в стимулировании социально-экономического развития, решении иных стратегических задач.
Полноценному внедрению долгосрочного бюджетного планирования предшествует работа по созданию системы прогнозирования социально-экономического развития города.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городе Воткинске
Основой экономического развития является промышленность, которая специализируется на машиностроении. На предприятиях города Воткинска производят специальную технику, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, электротехническое оборудование, оборудование для атомной промышленности, потребительские товары и многое другое.
АО «Воткинский завод» является основным градообразующим предприятием, и от его деятельности в первую очередь зависит экономика города. Доля продукции градообразующего предприятия составляет 75 процентов всего промышленного производства города, на предприятии работает 27% экономически активного населения города, завод обеспечивает более 30 % суммы собственных доходов городского бюджета.
Таким образом, экономика города имеет ярко выраженную зависимость от деятельности градообразующего предприятия. Такая зависимость в 2020-2021 годах в условиях снижения объемов производства создала реальную угрозу существенного снижения доходов городского бюджета, роста уровня безработицы и социальной напряженности в городе.
За 2020 год крупными и средними предприятиями и организациями города Воткинска отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на общую сумму 41 595 млн. рублей или 94,7 % к уровню 2019 года.
Объем инвестиций в 2020 году снизился и составил 1 996 млн. рублей или 90,6% к уровню 2020 года. На динамику данных показателей основное влияние оказывает градообразующее предприятие АО «Воткинский завод».
Розничный товарооборот с учетом всех каналов реализации за 2020 год составил 15 147,2 млн. рублей, что на 2,8 % ниже уровня 2019 года.
Демография
Среднегодовая численность населения в 2020 году составила 97052 человека. Демографическая ситуация в 2020-2021 годах характеризуется ростом смертности и естественной убылью населения. В 2021 году население города оценочно составит 96871 человек. На 2022 – 2024 годы по базовому варианту планируется незначительное увеличение численности за счет снижения смертности и увеличения миграционного прироста. По консервативному варианту в ближайшие годы прогнозируется ухудшение демографической ситуации, ожидается сохранение процесса естественной убыли населения.
Основные характеристики рынка труда
Среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях за 2020 год составила 24,744 тыс. человек, сократившись по сравнению с прошлым годом на 836 человек. В 2021 году тенденция не изменилась, ожидается уменьшение численности работающих на 704 человека. Снижение связано с сокращением работающих на градообразующем предприятии, а также на крупных и средних предприятиях города.
В прогнозном периоде на 2022-2024 годы по базовому варианту среднесписочная численность работающих незначительно вырастет и к концу 2024 года составит 24,190 тыс. человек, по консервативному варианту численность останется на уровне 2021 года 24,040 тыс. человек.
На протяжении последних лет ситуация на рынке труда в городе была достаточно стабильная. Уровень безработицы составлял 0,3-0,5%.
Вместе с тем, в 2020 году введение режима нерабочих дней с 30 марта, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей, сокращение работающих на градообразующем предприятии, привело к росту безработицы. Принимаемые меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили ограничить, но не исключить высвобождение рабочей силы, снижение реальных заработных плат вследствие остановки бизнеса. На 31 декабря 2020 года безработица составила 0,8 %. В 2021 году ожидается снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,5 %. В прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется дальнейшее снижение регистрируемой безработицы, к концу 2024 года по базовому варианту безработица составит 0,47 %, по консервативному - 0,49%.
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям города Воткинска за 2020 год составила 42 199 рублей, что на 1% выше уровня 2019 года, при этом отмечено снижение уровня заработной платы на предприятиях обрабатывающего производства, в области информатизации и связи, в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания. По итогам 2021 года номинальная начисленная заработная плата оценочно составит 40 160 рублей, или 95,2% к уровню 2020 года, фонд оплаты труда уменьшится на 7,5%. Снижение связано с введением на градообразующем предприятии режима неполного рабочего времени в течение всего 2021 года.
В прогнозируемом периоде по базовому варианту планируется компенсационный рост заработной платы и фонда оплаты труда в 2022 году на 10% , в последующие годы на 4-5%.
Экономическое развитие города
В условиях последствия распространения новой коронавирусной инфекции и снижения объемов производства на градообразующем предприятии, объем отгруженной продукции по городу в 2021 году ожидается в размере 37 643,2 млн. рублей, что ниже уровня 2020 года на 9,5%.
На 2022 год прогнозируется рост объемов производства по сравнению с 2021 годом на 10% . В среднесрочной перспективе планируется рост в пределах 102-103% в текущих ценах.
Сокращение доходов от предпринимательской деятельности привели в 2020 году к снижению инвестиций в основной капитал на 9,4%. В 2021 году ожидается снижение инвестиций до 1 796,5 млн. рублей (90% к 2020 году в текущих ценах).
В среднесрочной перспективе рост объемов инвестиций планируется по базовому варианту в пределах 103-105% в текущих ценах, с учетом реализации на территории города инвестиционных проектов, региональных и национальных проектов.
В условиях эпидемиологических ограничений и уменьшения доходов населения в 2020 году объем розничного товарооборота по всем каналам реализации снизился на 2,8% к уровню 2019 года в текущих ценах. В 2021 году по оценке розничный товарооборот увеличится на 2% и составит 15 450,1 млн. рублей.
В среднесрочной перспективе, с учетом сложившейся ситуации, планируется увеличение розничного товарооборота на 4-5% в текущих ценах.
Малое предпринимательство
В 2020 году в сложившихся условиях спада экономики количество малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, снизилось на 148 единиц и составило 2504 единиц. При этом численность работающих в секторе малого предпринимательства увеличилась на 4,4% и составила 9350 человек. Увеличение связано с введением нового специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (в 2020 году данным режимом воспользовалось 434 человек).
В целях поддержки бизнеса в период ограничений реализуются антикризисные меры, направленные на снижение текущих издержек бизнеса, создание стимулов для сохранения занятости: предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
В 2022-2024 годах планируется продолжить развитие механизмов поддержки и стимулирования предпринимательства в городе (оказание финансовой, информационной, других видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, продвижение продукции малых и средних предприятий города на региональный и межрегиональные рынки), благодаря чему, в прогнозируемом периоде ожидается увеличение, как числа субъектов малого бизнеса, так и численности работающих на них на 4-5 % ежегодно.
Основные подходы к формированию бюджетной политики
на долгосрочный период
В соответствии со статьей 11 Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Бюджетный прогноз относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования.
Бюджетным прогнозом фиксируются основные черты бюджетной политики муниципального образования.
Наличие Бюджетного прогноза должно способствовать:
-росту привлекательности экономики муниципального образования «Город Воткинск» для потенциальных инвесторов;
-повышению эффективности и сдерживанию роста расходов бюджета муниципального образования «Город Воткинск».
Цель Бюджетного прогноза – оценка основных тенденций развития бюджета муниципального образования «Город Воткинск», позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить сбалансированность бюджета, решения стратегических задач муниципального образования «Город Воткинск» с целью достижения показателей социально-экономического развития города.
Достижение указанной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета муниципального образования «Город Воткинск»;
разработки прогнозов основных характеристик бюджета муниципального образования «Город Воткинск», определяющих состояние бюджета муниципального образования «Город Воткинск»;
выработки решений по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета и решению ключевых задач социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» в долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета муниципального образования «Город Воткинск», базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального образования «Город Воткинск», на период их действия.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, в первую очередь – с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на долгосрочный период и муниципальными программами города;
систематизацию и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Воткинск».
Бюджетный прогноз составлен на основе и с учетом муниципальных программ, то есть с учетом объемов финансового обеспечения и достижения приоритетных целей и задач социально-экономического развития города.
Проводимые мероприятия основаны на внутренних ресурсах по выявлению резервов налоговых поступлений, администрированию доходов, повышению эффективности использования муниципального имущества, сокращению неэффективных расходов и оптимизации сети бюджетных учреждений и расходов потребления топливно-энергетических ресурсов.
Прогноз основных характеристик бюджета муниципального образования
«Город Воткинск» на долгосрочный период
Прогноз основных характеристик бюджета муниципального образования «Город Воткинск» и показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального образования «Город Воткинск» соответствует проекту решения «О бюджете муниципального образования «Город Воткинск» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»;
При разработке основных характеристик Бюджета на период с 2025 по 2031 годы применены основные показатели проекта сценарных условий, основных параметров бюджетного прогноза на долгосрочный период (прилагается).
«Город Воткинск» в долгосрочном периоде
Целью формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования в долгосрочном периоде является описание условий, принимаемых для составления проекта Бюджетного прогноза, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задача формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования в долгосрочном периоде – определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетом Удмуртской Республики.
При определении основных подходов к формированию и реализации бюджетной политики муниципального образования в качестве основного критерия эффективности бюджетной политики используется обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Воткинск».
Основным критерием оценки эффективности налоговой политики муниципального образования является обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Долговая политика муниципального образования характеризуется сдерживанием роста объема муниципального долга, отсутствием просроченных долговых обязательств, гибкостью управления, публичностью муниципальных долговых обязательств.
Механизмами профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза является соблюдение основных принципов:
надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
соблюдение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения долговых обязательств;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджета муниципального образования.
Подходы к прогнозированию и показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального образования «Город Воткинск»
При определении подходов к прогнозированию показателей муниципальных программ применяются следующие принципы:
использование программного бюджета как инструмента для управления социально-экономическим развитием;
ориентация показателей муниципальных программ на достижение долгосрочных целей социально-экономического развития;
взаимосвязь показателей муниципальных программ с показателями социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск», утвержденными документами стратегического планирования, в том числе на долгосрочный период;
обеспечение взвешенного подхода к участию муниципального образования «Город Воткинск» в формировании и реализации мероприятий государственных программ Удмуртской Республики, адресной инвестиционной программы на территории Удмуртской Республики по обеспечению условий софинансирования;
взаимосвязь показателей программ муниципального образования «Город Воткинск» с их ресурсным обеспечением.
Риски и угрозы несбалансированности бюджета
муниципального образования «Город Воткинск»
В условиях нестабильной экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, принятием мер по устранению ее последствий, изменением правового поля присутствуют риски невыполнения показателей социально-экономического развития в долгосрочном периоде и как следствие бюджета:
зависимость показателей прогноза социально-экономического развития от внешних факторов развития экономики;
изменение налогового режима (налоговой системы Российской Федерации);
правовые риски, связанные с регулированием и изменением законодательства;
рост процентных ставок по привлекаемым займам (кредитам);
риск высокой степени неопределенности объемов безвозмездных поступлений;
низкое качество бюджетного планирования главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств, выраженное в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проекта бюджета;
превышение прогнозируемого уровня инфляции;
снижение объемов гособоронзаказа на градообразующем предприятии.
Формирования Бюджетного прогноза бюджета муниципального образования «Город Воткинск» на период до 2031 года находится в прямой зависимости между уровнем прогнозной обеспеченности доходами и расходными обязательствами.
Исходя из возможностей бюджетной обеспеченности определяются расходные обязательства, при которых расходы социальной направленности являются приоритетными.
Стабилизация возможна посредством:
увеличения доли налоговых и неналоговых доходов, собранных на территории муниципального образования «Город Воткинск»;
привлечения дополнительной финансовой помощи из бюджета Удмуртской Республики на решение вопросов местного значения;
сохранение объема внутреннего муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечить привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения долговых обязательств;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости исполнения действующих расходных обязательств, с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и достижения поставленной цели;
проведение анализа и определения оценки рисков управления бюджетными ресурсами и применения полученных результатов в бюджетном планировании.